Школьный образовательный туристский маршрут

маршрут

Данный маршрут предполагает пешую прогулку с остановками на увлекательных тропах. Такой отдых, совмещённый с познавательным туризмом, может быть интересен для детей и подростков от 10 лет и старше, а также полезен в качестве семейного отдыха. Маршрут позволит расширить кругозор обучающихся, познакомит с природой и достопримечательностями родного края.

На самом живописном участке долины ручья Гремячка расположена так называемая туристская поляна – место, по традиции часто посещаемое тамбовскими туристами. Здесь можно отдохнуть, любуясь красотами леса, приготовить обед, попить родниковой воды, набрать грибов и ягод (земляника, черника), поставить палатки и провести незабываемую ночь в тишине. Или же пройти по экологической тропе из пригородного леса, провести здесь исследование, ведь на Гремячке представлены все экосистемы тамбовского леса: сосновый бор, смешанный и лиственный лес, долина реки, болото, вырубка.

Для любителей красивой и живописной природы, а также для фотографов будет много поводов восхититься местностью.

СОДЕРЖАНИЕ

Краткая информация
Программа и карты маршрута
Цели и задачи маршрута
Учебно-методический комплекс

 

 

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Целевая аудитория Обучающиеся образовательных организаций 6-9 классов, возраст – от 12 до 15 лет:

Экскурсия рассчитана на обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования. Возможно использование в лагере дневного пребывания, в детском оздоровительном лагере. Присутствие педагога обязательно, возможно совместное участие с родителями (законными представителями).

Маршрут разработан с учётом психологических особенностей возрастной категории – подросткового возраста. В нём учтены потребности обучающихся в общении через организацию командной работы, так как походная деятельность предполагает коллективную работу.

К тому же объекты маршрута подобраны с целью интеграции экскурсий в образовательные программы 6-9 классов по учебным предметам «География», «Биология», «ОБЖ», «Физическая культура».

Ключевые направления #Природа #Активный_туризм #Здоровый_образ_жизни #Родной_край #История #Традиции
Возможная интеграция в образовательные программы – Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – «География», «Биология», «ОБЖ», «Физическая культура»);

– дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, естественно-научная).

Данный школьный образовательный туристский маршрут может быть использован при изучении следующих тем и разделов согласно Примерной основной образовательной программе:

«Биология» – идеи и принципы строения, многообразие и особенности биосистем (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера);

«География» – компас, карта, топографические и условные знаки, ориентирование по природным объектам, охрана природы;

«ОБЖ» – съедобные, ядовитые и редкие растения, обеспечение выживания человека в природной среде, правила личной гигиены, правила безопасности в природной среде;

«Физическая культура» – передвижение по пересечённой местности, развитие выносливости, силы, координации.

Возможные образовательные и воспитательные эффекты Участие в маршруте способствует развитию морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристских походах воспитывает находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а также способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии.

В процессе похода мы знакомимся с природой и достопримечательностями родного края, ведём краеведческую работу, собираем интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходит разработанный нами маршрут, на практике применяем знания географии (умение ориентироваться по карте, компасу, местным признакам), биологии (охрана природы, изучение растительного и животного мира).

Возможный уровень познавательной (образовательной) нагрузки Исследовательский.

Ознакомительный.

Просветительский.

Углублённый в рамках изучения учебного предмета «Биология», «География», «Физическая культура», «ОБЖ».

Инклюзивная среда Доступен для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития в лёгкой форме) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний к средней физической нагрузке.
Сезонность Туристический маршрут можно использовать с мая по октябрь. В этот сезон маршрут наиболее безопасен, привлекателен, интересен.

Необходимо иметь при себе головные уборы, воду для питья, перекус.

Детям, у которых имеются аллергические реакции во время цветения растений, участвовать в туристическом маршруте не стоит.

Продолжительность маршрута Продолжительность маршрута:

1 вариант – 1 день с возвращением в Тамбов;

2 вариант – 2 дня, с 1 ночёвкой, в условиях палаточного лагеря.

Способ передвижения: пеший.

Пункты, через которые проходит маршрут 1 вариант – Г. Тамбов, остановка «Завод “Пигмент”» (52.741328, 41.485007) – СНТ «Пригородный» (52.754557, 41.503567) – посёлок Пригородное Лесничество, озеро Чистое (52.754054, 41.512174) – поляна на берегу ручья Гремячка (Тулиновский сельсовет; 52.746358, 41.543855).

2 вариант – Г. Тамбов, остановка «Завод “Пигмент”» – СНТ «Пригородный» – посёлок Пригородное Лесничество – поляна на берегу ручья Гремячка (Тулиновский сельсовет) – ручей Студёнка – пригородный лес – парк Дружбы – г. Тамбов.

 

 

ЦЕЛЬ МАРШРУТА

Формирование гражданской идентичности через изучение природного наследия Тамбовского края. Развитие способностей учащихся в практической деятельности, направленной на изучение и сохранение окружающей среды.

ЗАДАЧИ МАРШРУТА

  1. Сформировать у учащихся: знания основных законов и закономерностей развития природных систем, навыки оптимального поведения в природе, представления о возможных путях и способах решения экологических проблем, умение оказать первую помощь с использованием растений.
  2. Вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране природы и среды жизни человека.
  3. Познакомить обучающихся с правилами ориентирования на местности и использования компаса и карты.
  4. Изучить съедобные, ядовитые и редкие растения, чтобы обеспечить выживание при возможной потере человека в лесу.
  5. Организовать двигательную активность ребёнка, сформировать у него действия, необходимые для усвоения предметных знаний.

 

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

1 день

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Подробное описание маршрута Скачать
ВВОДНЫЙ БЛОК
План маршрута Скачать
Инструкция по т/б и правила поведения во время экскурсии Скачать
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Методические рекомендации к учебным и исследовательским заданиям  Скачать
Наглядно-иллюстративные материалы  Скачать
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тезисы образовательной экскурсии  Скачать
Исследовательские задания  Скачать
Учебные задания  Скачать
Список литературы  Скачать
БЛОК ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Контрольно-измерительные материалы  Скачать
БЛОК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Презентация объектов экскурсии  Скачать